Пашинян выдвинул требования России: «Срочно!». Ответ был ожидаемым
Премьер-министр Армении Никол Пашинян выдвинул требования России и потребовал “срочно” восстановить железные дороги к Азербайджану и Турции. Ответ был ожидаемым: эксперты объяснили, зачем Пашиняну этот шаг и почему Москва не станет играть по навязанным правилам.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал неожиданное заявление. Он попросил Россию «срочно» заняться полным восстановлением железнодорожных участков, ведущих из Армении в Азербайджан и Турцию. Речь идёт о ветках, не эксплуатировавшихся с начала 1990-х годов из-за армяно-азербайджанского конфликта. Однако эксперты видят в этой просьбе далеко не только инфраструктурную подоплёку и считают, что ответ Москвы был предсказуем.
Оглавление
ToggleКонтекст просьбы
С 2008 года вся железнодорожная инфраструктура Армении находится под управлением ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» — «дочки» РЖД, получившей её в концессию на 30 лет. Формально это накладывает на компанию обязательства по поддержанию инфраструктуры. Пашинян же просит не просто ремонта, а «срочного» восстановления конкретных участков: из Ерасха к Нахичевани и к турецкой границе, а в перспективе — и линии в направлении Азербайджана.
Пашинян пытается «перехитрить всех» за счёт России
Политолог Вадим Сипров видит в просьбе армянского премьера политический расчёт. По его мнению, речь идёт о попытке компенсировать провал с Зангезурским коридором и одновременно услужить западным кураторам, переложив расходы на Россию:
Никол Пашинян, премьер-министр Армении, в очередной раз пытается перехитрить всех и за счёт российской государственной корпорации ОАО «Российские железные дороги» решить очень важную для него политическую задачу. С какими целями и какие грузы руководство Армении собирается перевозить по этим веткам, непонятно… Скорее, речь идёт о попытке Пашиняна услужить своим западным хозяевам. Пашинян действует по рецептам, которые апробировали лидеры большинства бывших советских республик в 90-е годы: за счёт Российской Федерации удержать власть, поддержать экономику своей страны и при этом услужить своим западным хозяевам.
Чем ответит Россия?
В интервью Царьграду Сипров указывает, что логика РЖД, между тем, проста: инвестиции требуют гарантированных грузопотоков, которых на этих направлениях пока нет. Таким образом, «срочное» выполнение просьбы выглядит экономически нецелесообразным.
Другой собеседник «Первого русского» политолог, Дмитрий Матюшенков, также не ждёт от России поспешных действий и делает любопытное наблюдение:
Обращение с просьбой к России срочно восстановить железнодорожные участки свидетельствует не только о сохранении влияния Москвы в Армении, но и о наличии острой потребности в технологическом и экономическом взаимодействии с Россией… Формально это обязывает РЖД поддерживать инфраструктуру, но не означает автоматического финансирования новых проектов, особенно затрагивающих третьи страны.
Он подчёркивает, что участие России в этом проекте — сложный баланс выгод и рисков.
«Срочный ремонт» по запросу Пашиняна — это не благотворительность, а инструмент удержания Армении в орбите влияния России. Однако успех зависит от способности Москвы превратить технические обязательства в политический капитал. Если Россия сможет успешно реализовать этот проект — это укрепит её статус гаранта стабильности в регионе,
— резюмирует политолог.
Так или иначе, оба эксперта сходятся во мнении, что немедленного и полного выполнения «срочных» требований Пашиняна не последует. Москва будет действовать максимально прагматично. Во-первых, потребует ясных экономических обоснований и, вероятно, долевого финансирования. Во-вторых, будет настаивать на контроле над процессом, чтобы не допустить использования своей инфраструктуры исключительно в интересах Запада или для реализации антироссийских проектов.
Вам также может понравиться
Невозмутимый дворецкий из «Моей прекрасной няни»: Куда пропал Борис Смолкин и как он живёт сейчас
17.12.2025
«Трамп доволен»: в США заявили, что решены 90% вопросов между Россией и Украиной
16.12.2025