Дорога к счастью? Зачем правительство наращивает утильсбор на автомобили
ВЛВиктор ЛевинОбозревательМинпромторг еще раз пояснил, зачем власти повышают утильсбор на автомобили. К 2035 году 80% от общего объема продаж новых машин в России будут составлять модели, произведенные отечественными производителями, заявил замминистра Альберт Каримов. Обозреватель «НИ» нашел и «тайную цель» этого плана.
Виктор Левин
Оглавление
ToggleГлавная цель любого правительства
В поисках истинных смыслов и целей правительства в его стратегических планах мы исходим из того, что других мотивов, кроме счастья народа, у властей быть не может и не должно. Другое дело, что народ своего счастья может и не понимать, не желая приносить жертвы в настоящем ради благополучия в будущем.
Эта коллизия легко иллюстрируется ситуацией с утильсбором. По мнению Минпромторга, потерпеть нам осталось всего лишь десять лет. За это время гранды мирового автопрома вернутся в РФ со своими заводами и технологиями — и мы (или наши дети) вновь получим какую-нибудь новейшую «Тойоту Камри» с табличкой под капотом — «Сделано в России».
Что, не верите?
Не будем спешить с выводами и посмотрим на нашу недавнюю историю, еще точнее — на прайс-лист модельного ряда «Тойоты Камри» в апреле 2018 года, когда главная японская автокорпорация еще собирала свои колесницы на заводе в Ленинградской области.
Цены на российскую «Камри» стартовали с 1 млн 399 тыс. рублей. При курсе в 62 рубля за доллар стоимость машины составляла 22 560 долларов. А в переводе на нынешний курс американской валюты (80,6 рубля) — 1 млн 818 тыс. рублей. Это за бюджетную версию с АКПП на шесть скоростей и мотором 150 л. с.
Теперь представим, что если бы и кредитная ставка сегодня на покупку новой «Камри» была как в 2018 году (то есть не больше 10% годовых), то и счастье народное было бы не за горами.
Не нравятся японцы? Так не проблема была купить немца. В 2018-м «Фольксваген Пассат» с бензиновым двигателем в самой дешевой комплектации Conceptline был доступен за 1 млн 479 тыс. рублей.
«Любителей модели Passat обрадовать нечем: седан и универсал подорожали на 40 000 рублей. Это касается всех комплектаций», — сокрушалась «Российская газета» в октябре 2018 года.
Знала бы правительственная газета, какие цены на автомобили будут через семь лет! Вот, к примеру, самые последние данные по новым ценам на «Тойоту Камри» китайской сборки после повышения утильсбора. Параллельные импортеры готовы привезти новую машину после 1 декабря за 7 млн рублей. В пересчете на доллары 7 млн по современному курсу — это 86 848 долларов!
86 848 долларов — это почти в четыре раза больше, чем цена бюджетной «Камри» в 2018 году.
В четыре раза, Карл! И не в рублях, а в долларах…
И это не предел для той же «Камри» с двухлитровым мотором. Судя по графику повышения утильсбора, в 2030 году этот налог на машину вырастет как больше.
Но не будем отчаиваться. Ведь идея властей — заманить автопроизводителей запредельными сборами на границе — однажды в нашей истории уже сработала. Как дела на этот раз?
С момента, когда Минпромторг опубликовал график повышения утильсбора до 2030-го, прошло больше года. И мы задаемся вопросом: сколько и какие автопроизводители откликнулись на предложение открыть заводы в РФ? Сколько среди них немцев, японцев, американцев, французов, чехов, англичан с итальянцами?
Нисколько. Ни одного. Ноль…
Более того, попытки СМИ разузнать о планах автоконцернов в отношении России всякий раз получают один и тот же ответ: их политические позиции, из-за которых они и убежали из нашей страны, никак не изменились. Да, кое-кто еще поставляет оригинальные запчасти и расходники на свои модели, бывшие дилеры даже получают доступ к обновлению автомобильного софта, но делается это с большим скрипом и под угрозой скандалов о нарушении санкций.
Однако Минпромторг полон оптимизма, заявляя, что из 1,06 млн легковых автомобилей, реализованных за первые десять месяцев, 555 тыс. (52,3%) были собраны на российских автозаводах. Это без белорусского «Белджи», на долю которого приходится еще почти 5% рынка. При этом нынешний отечественный автопром многолик: «Москвич» — JAC, Solaris, Sollers, Xcite, Haval, Chery, Tenet, Jetour, Kaiyi, BAIC, SWM, Exeed, Voyah, Evolute, Jaecoo, «АмберАвто» — и много других брендов «по мелочи» заняли 13 пустующих заводов, оставшихся от «старших» мировых брендов.
Таким образом, очевидна констатация факта: на данный момент и в ближайшей перспективе грабительский утильсбор принудил к локализации только китайских автопроизводителей. Отсюда недалеко и до очень неудобного вывода: к 2035 году «возрожденный» российский автопром будет в лучшем случае клоном китайского автопрома, готового делиться с северным соседом лишь своими устаревшими моделями и технологиями.
Но мы идем дальше и задаемся еще одним вопросом:
Что получает российский покупатель от локализованных в РФ китайцев?
Исходя из обычной экономической логики, собранные у нас машины просто обязаны быть дешевле импортных. Такими, кстати, были иномарки российской сборки до 2022 года.
Смотрим сегодня на автомобили из Калуги под брендом «Тенет7» и Chery Tiggo 7L. Эти среднеразмерные кроссоверы отличаются друг друга лишь некоторыми оформительскими элементами кузова, являясь, по сути, одной и той же китайской машиной. Цена у них тоже совершенно одинакова (см. скан ниже), несмотря на то что в Калуге не просто бамперы и колеса на готовый кузов вешают, а собирают по полному циклу:
Стартовая цена 2,63 млн рублей — это 32 630 долларов.
Теперь ищем стоимость японского аналога «Чери» — сверхпопулярной в народе «Тойоты РАВ 4» российской сборке в 2018-м. В рублях она составляла 1,52 млн, или 24,5 тыс. долларов по курсу на тот год.
Каким же образом китайский копипаст, еще и собранный в РФ, оказался на 8 тыс. долларов дороже именитого японца?
Понятно, что общий уровень цен на рынке завышен благодаря утильсбору. И поэтому новые производители не могут уходить в демпинг. Хотя почему нет? Сами китайцы поражаются цене своих же автомобилей в России. И если их собирают уже у нас в стране, то само собой, что свой покупатель обязан иметь определенное преимущество перед иномарками. Китайцы такой бонус имеют, и он несравнимо выше тех, на что могут рассчитывать россияне.
Впрочем, мы бы не стали иронизировать о перевозке капусты на «Чери Тигго 7», если бы его цена в РФ была 750 тыс. рублей. Автор этой статьи первым бы купил этот бесспорно хороший автомобиль за смешные деньги.
Но пока такой вероятности не просматривается даже и в благословенном 2035 году. И потому в голову автору закрадывается другая версия по поводу существования утильсбора.
Вспомнилось, когда советские люди были счастливы при покупке той или иной вещи и особенно автомобиля. Когда был тотальный дефицит всего и вся и в первую очередь машин. Покупка «Жигулей» после многолетнего ожидания в профсоюзной очереди становилась праздником на годы вперед! Никто из коллег и соседей мечтать не мог о новенькой «копейке» или того паче — экспортной «тройке», а ты раскатываешь, аки космонавт или заслуженный мастер спорта, на символе успеха и предмете массовой зависти!
В Минпромторге, конечно, знают об этой особенности социальной психологии. Это в «несчастливом» 2018 году разбалованные россияне могли думать, что скучная «Тойота Камри» — это машина для чиновников средней руки, которая никаких особых эмоций не вызывала. А вот 2035-м любая «Тойота», как и все прочие не вернувшиеся в Россию «Мерседесы», «Ауди» и «Шевроле» с «Опелями», станут предметами завистливой роскоши, социальной меткой недоступного большинству богатства, а не средствами передвижения.
КСТАТИ
Главное фото к статье сделано 18 апреля 2016 года. На снимке — погрузка готовых автомобилей Mazda 6 в вагоны для отправки в регионы России на железнодорожной эстакаде завода «Mazda Соллерс Мануфэкчуринг Рус». По итогам 2015 года на заводе выпущено 24 185 автомобилей Mazda.
В начале ноября 2025-го японский концерн Mazda не воспользовался своим правом вернуться на завод во Владивостоке и окончательно утратил эту возможность. В ноябре 2022 года японцы продали свою долю в совместном предприятии группе «Соллерс». Однако тогда все говорили: «Это не навсегда!» Сделку заключили с важным условием — опционом на обратный выкуп в течение трех лет.
И вот эти три года прошли. И что же? Тишина… Ждем китайских товарищей на японский завод.
Вам также может понравиться
Белый дом раскрыл, почему США еще не начали бить по наркодилерам на суше
16.12.2025СМИ сообщили, что США отменяют запрет на использование противопехотных мин
20.12.2025